Читатели
Библиотека должна сама определить приоритеты библиотечного
обслуживания, определить те читательские группы, которые особенно нуждаются
в ее помощи и услугах.
Значительную часть основных пользователей современных российских сельских
библиотек составляют, как и прежде, дети и учащаяся молодежь (в совокупности
до 60-65%), сельская интеллигенция: учителя, врачи, работники сельскохозяйственного
производства, а также пенсионеры, домохозяйки.
Последнее время добавились и новые категории пользователей сельских библиотек:
увеличилось число безработных, а также мигрантов, осевших в селе, которые
тоже имеют право на библиотечное обслуживание.
Каждая из этих категорий обращается в библиотеку со своими проблемами
и ждет от нее помощи; с каждой из них библиотека строит свои отношения.
Необходимо отметить, что сегодня их читательские интересы и потребности
усложняются и углубляются, а весь их читательский облик претерпевает сегодня
заметные изменения.
Однако среди разнообразных читательских потребностей значительное место
продолжает занимать потребность в информации в помощь образованию, а также
- самообразованию, понимаемому достаточно широко: как помощь в решении
многих жизненных проблем.
В отношении детей и юношества сельские и школьные библиотеки накопили
огромный опыт, сумев, несмотря на все имеющиеся трудности, в большинстве
случаев реализовать свою главную функцию - создать в библиотеке условия
образования и развития личности.
Главной задачей как муниципальной, так и школьной библиотеки остается
приобщение к книге, чтению, формирование устойчивой потребности в знаниях
и, следовательно, библиотеке.
Пока в структуре свободного времени сельского ребенка, юноши чтение, книга
по-прежнему занимает одно из главных мест. Он более чем городской, свободен
от увлечения телевизионными программами, видеокультурой и компьютерами,
хотя определенные изменения в структуре ценностей сельского жителя идут,
и библиотека должна их учитывать в своей работе.
Кроме того, за последние десять лет жизнь российского юношества заметно
изменилась. Усложнилось ее экономическое положение, жизненное пространство
и жизнедеятельность. Сегодня проблема физического выживания (или поддержания
достойного уровня жизни) выходит на первый план, заметно оттесняя или
изменяя духовные потребности юношества, в том числе и потребности в чтении.
Меняющаяся на наших глазах роль чтения в жизни молодого читателя заставляет
утверждать, что сегодня библиотека не только должна приобщать читателя
к чтению, знанию, но и обеспечивать ему свободный доступ к информации.
Эта многоаспектная проблема требует от библиотеки решения целого спектра
вопросов: от наличия хорошего фонда и обеспечения доступа к фондам других
библиотек, до воспитания информационной культуры, умения выбирать информационный
продукт, оценивать степень его доброкачественности, его полезность для
себя. Сейчас библиотеки разворачиваются к широкому спектру интересов личности,
с одной стороны, а с другой - к интересам местного сообщества.
|