Ряд и мироздание
Ольга и Андрий Будугаи
Ряд и мироздание
Вселенная ваялась Верховным Творцом подобно тому, как скульптор ваяет скульптуру. Слово «ваять» сокоренно глаголу «вить» [17]. Витки спиралей лежат в основе всех форм и процессов, присутствующих в Мироздании. Каждый виток состоит из частей, находящихся в определённой последовательности и образующих ряд[1]. Таким образом, спираль и ряд тесно взаимосвязаны. Например, зодиакальный круг, образуемый рядом из 13-ти созвездий. Каждый годичный ряд переходит в следующий ряд тех же 13-ти созвездий года, сменяющего предыдущий. Ряды одновременно являются кругами, сменяющими последовательно друг друга и образующих спираль. Жизнь организма начинается с одной клетки[2], которая в процессе ряда делений образует взрослый организм с огромным числом иерархически упорядоченных клеток. В яйцеклетке изначально заложена программа ряда последовательно возникающих и развивающихся органов, формирующих организм. Он, в свою очередь, есть составная часть более сложной структуры-организации, также входящей в состав ещё более сложной структуры и т. д.
В конечном счёте Абсолют замыкается на атоме и наоборот. Атом – молекула – органелла – клетка – орган – организм – организация – народ – человечество – планета – звёздная система – галактика – Вселенная... Этот ряд – самая упрощённая схема космической иерархии, проявленной на материальном плане, в которой каждая ступенька тесно связана со всеми остальными: ни одна из ступенек не может существовать без всех остальных. Можно привести аналогию с лестничным пролётом, в котором каждая ступенька держит все остальные – если убрать любую из ступенек, то завалится весь пролёт.
Каждая последующая ступенька[3] имеет сходство с предыдущей и одновременно принципиально отличается от неё. Возьмём хотя бы принцип холизма, когда целое не есть механическая сумма частей, а чаще есть нечто большее, обладающее принципиально новыми качествами: капля моря и всё море; отдельно взятый орган и весь организм; один человек и всё человечество; человечество и жизнь планеты...
Если условно энергопотенциал одного человека принять за единицу, то можно наблюдать интересную арифметику: в эзотеризме и в частности в «Агни Йоге» сказано о том, что в сакральном смысле один плюс один чаще всего равняется, не двум, а иному числу. Это число может быть больше двух, если между этими двумя единицами-сознаниями будут гармоничные отношения, и меньше двух, если отношения будут антагонистическими, подавляющими друг друга. Розенкрейцер Нина Рудникова утверждает: «Коллективное действие всегда сильнее одиночного при условии спетости и одинаковой настроенности сознаний. Контуры мысли, очерченные одним сознанием, в четыре раза слабее той же мысли, очерченной двумя сознаниями. Астральное же клише мысли, созданные тремя сознаниями, уже во много раз превосходят своей чёткостью и силой работу двух сознаний. То же можно сказать про создаваемые вихри психических энергий» [13,с. 219].
Другими словами, при настоящем общении[4] двух людей приблизительно одного уровня развития, находящихся на одной плоскости сознания, каждый из общающихся выходит на значительно более высокий уровень, а вдвоём они выполняют работу, которую за такое же время, наверное, выполнили бы[5] большее количество человек, если б работали раздельно. Как писал учёный царской России Фаддей Францевич Зелинский, «несколько человек вместе могут при одинаковой затрате времени и труда проделать большую массу физической работы, чем если бы каждый работал отдельно» [8, с. 339].
Вспомним слова Иисуса Христа: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди них» [Матф. 18:20]. Настоящее общение – это единение, превращение отдельных[6]частей в одно целое, их слияние. С добавлением каждого нового участника результативность общения[7]может значительно возрастать по сравнению с предыдущим количеством участников, пока их число не дойдёт до 12-ти. «Самая сильная цепь состоит из двенадцати человек, разноокрашенных в смысле зодиакальных созвездий и гармонично соответствующих друг другу. Психологическая работа такой цепи может изменить историческое развитие целого народа. Дальнейшее разрастание цепи нежелательно, но желательно создание каждым членом новой, второстепенной, подчинённой цепи. Так, цепь из двенадцати всегда имеет своего руководителя, тринадцатого, который определяет её работу. Менее сильны (ибо количество подчиняющихся сознаний должно быть чётное, иначе не будет равновесия), но так же хороши цепи из трёх, пяти, семи, девяти человек плюс инициативный элемент, делающий всю цепь динамичной» [13,с. 219].
Таким образом, о числе 12 можно сказать, что оно обладает просто магическими свойствами и не случайно находится на особом счету у многих народов и в самой природе. Вспомним 12 пар рёбер, 12 пар черепно-мозговых нервов, 12 пар часов в сутках, 12 месяцев в году, 12 знаков зодиака[8], 12-летний восточный гороскоп, 12 полутонов в октаве, 12 израилевых колен, 12 положений рук архатов, оставленных Буддой монахам Шаолиня, положивших начало боевым искусствам Китая. Кратно 12 количество минут в часе (60:12) и количество богорожденных монад, принимающих активное участие в эволюции человечества (144.000:12).
Интересно, что 12 имеет ещё одно название – «дюжина», – берущее начало от франц. douze («двенадцать») и звучащее на французском «дуз». По-французски «дюжина» – douzaine (читается «дузэн»), а выражение aladouzaine обозначает «дюжинами» или «сколько (душе) угодно». По-белорусски дюжина – «тузін»; по-болгарски – «дузина»; по-польски – tuzin; по-сербохорватски – «туце»; по-словенски – ducat. С ними созвучно русское «туз», имеющее аналогичное звучание в украинском, белорусском, словацком, польском (устаревшее и переносное значения) языках. Туз в картах – это старшая, главная игральная карта в каждой карточной масти с изображением посередине одного очка (формы и цвета данной масти). В переносном значении туз – это богатый человек, влиятельное лицо.
В латинском языке туз называется as и первоначально обозначал «целое как единицу, двенадцатую часть которой называли uncіa». Лексема аs перешла во французский, немецкий, польский и другие языки и стало иметь кроме первоначального ещё такие значения: туз; одно очко; мастер своего дела, дока, ас, виртуоз. Последняя группа слов указывает на человека, овладевшего каким-то процессом с начала до конца, в целом[9], приобретшего тем самым целостность, влияние, силу.
С силой связано и рус. лексема «дюжий» – что-то среднее между «дюжина» и «дуга». Др.рус. *dоgъ> дугъ («сила»)[10], родственно укр. «дужий» («сильный; мощный, могучий; (обладающий здоровьем) здоровый»). Др.рус. «дуга» означает «радуга». Вспомним 7 основных нот: расстояние от ноты «до» данной октавы до ноты «до» следующей (её начала) соответствует 7 нотам или 12-ти интервалам-полутонам. 7 цветов солнечного спектра соответствуют семи цветам радуги и семи нотам октавы.
Семи цветам радуги также соответствуют: 7 Великих Космических Лучей, по которым идёт эволюция в Солнечной системе; 7 архатов, руководящих эволюцией на планете Земля; 7 основных чакр человеческого организма; 7 основных планет, а также 7 дней недели[11]; 7 основных металлов, соответствующие в алхимии 7 основным планетам; 7 октав развития сознания[12]; 7 принципов построения человека[13], каждый из которых, в свою очередь, подразделяется на 7 подпринципов[14].
Согласно одним из последних данных науки, за 7 лет происходит полная смена всех атомов в теле человека. По 7 суток имеет каждая из 4-х фаз Луны. Вспомним также 7 смертных грехов; 7 печатей, которые Господь снимает во время Армагеддона; 7 ангелов 7 вселенских церквей в Откровении Иоанна Богослова, к которым через апостола обращается Иисус Христос. А, по словам вышеупомянутой, Нины Рудниковой, «в идеальном случае должно быть лишь семь расовых и индивидуальных воплощений, но ошибки и хаотичность человеческой психики во много раз увеличили число групповых и индивидуальных воплощений» [13,с. 244].
Как установили психологи, 7±2 – это оптимальное количество единиц информации для запоминания. На наш взгляд, не случайно число 7 часто встречается в фольклоре многих народов. Например, в сказках о животных число персонажей чаще всего равно семи. Даже реклама, как недавно установлено, начинает людьми «замечаться» – т. е. они активно на неё реагируют – начиная с 7-го раза[15].
При соединении 7 цветов радуги образуется белый цвет – цвет целомудрия, чистоты и мудрости: не случайно в немецком, языке сокоренны weiЯ («белый»), ichweiЯ («я знаю»), Weise («мудрец»), Gewissen («совесть»), wissen («знать»); Wesen («сущность» в значении «существо»)[11]. Гармоничное сочетание цветов даёт так называемый «белый свет». Нарушение пропорции между цветами приводит к трагедии планеты – недополучению солнечной энергии и энергии с других звёзд, необходимых для нормальной жизни на Земле.
По словам выдающегося русского учёного, философа и, как утверждает визионер Даниил Андреев в «Розе Мира» [1,с. 129], святого двадцатого столетия Павла Александровича Флоренского, «целомудрие... по своему этимологическому составу указывает на цельность, здравость, неповреждённость, единство и вообще нормальное состояние личности, свежесть духовных сил, духовную устремлённость внутреннего человека. Целомудрие... – почти то же, что цело-мысленность (разумея «мысль» в отеческом слово-употреблении, т.е. в смысле вообще духовной жизни), цело-мыслие, цело-умие, цело-разумие, здраво-умие, здраво-мудрие... Целомудрие – это простота, т.е. органическое единство, ... цельность личности» [14,с. 180].
Мудрость – это знание сути, существа какой-либо проблемы, синтез, система[16] знаний, их упорядоченность в сознании. Именно от упорядоченности или, другими словами, построения иерархии и синархии, субординации и соподчинённости знаний о составляющих эту проблему частях в сознании, зависит как духовное, так и физическое здоровье существа.
Слова «исцеление» («выздоровление»), «цель», «поцелуй», «целый», «цельность» наполнены общим смыслом, который можно в определённой мере выразить понятиями «полноценный» и «правильно собранный». Имеется в виду, что в композиции присутствует нужное количество частей и одновременно они правильно между собой сочетаются. Для примера можно взять случай, показанный в фильме Ежи Гофмана «Знахарь», когда парню, которому переехала ноги телега, неправильно сложили кости на ногах и он остался инвалидом. Через некоторое время он решает наложить на себя руки. Главный герой фильма Антоний заново раздробил кости в тех местах, где они неправильно срослись, и сложил их правильно. Парень опять стал полноценным человеком.
Белые кровяные тельца – лейкоциты – отвечают за иммунную систему, деятельность которой в первую очередь зависит от чистоты сознания, космичности мышления. Болезнь есть ни что иное, как последствие какого-то греха[17], потеря сознанием целостности в результате нарушения космических законов, которое открывает физическое тело, в котором находится данное сознание, для воздействия существ, несущих болезни. Любая инфекция и другие виды болезней есть не что иное, как проявление тёмных сил, входящих лишь в ту среду, где для них уже созданы соответствующие условия. Условие (< слово) напрямую связано с мышлением, работой сознания определённого иерархического уровня. Так, например, комары не сами делают воду гнилой, а находят прогнившую до этого воду и откладывают в ней яйца.
Одним словом, от цельности, целостности сознания зависит и сопротивляемость души и её производного – тела, – воздействию тёмных сил, являющихся причиной, началом всех болезней. Целостность способствует здоровью, силе, способности к действию и обусловлена стремлением сознания быть связанным с Духовным Миром, с Небом и небожителями.
В какой-то мере мостом между Небом и землёй является радуга. Древнегреческая богиня радуги Ирида является посланницей Геры – верховной олимпийской богини [9,с. 21; 12,с. 146]. В украинском языке природное явление радуги имеет два названия: «райдуга» (по сути «дуга рая») и «веселка»[18]. По всей видимости, эти названия указывают на состояние, которое душа переживает на Небе, в раю.
Интересно, что в некоторых языках слова с родственным слову «дуга» корнем имеют значения, связанные с покрытием (можно провести параллель, что небо тоже покрывает землю) и с небом: лит. danga («покрышка, покрывало; покров»), лит. dengta («покрывать; укутывать»), лит. dangus(«небо»),др.прус. dangus(«небо»); др.-в.-нем. tungen(«обременять», «прижимать»),др.ирл. dingim(«прижимаю, подавляю») [16]. Последние два слова говорят ещё и о силе, так или иначе связанной со здоровьем и целостностью.
О целостности можно ещё сказать, что достижение её во многом обусловлена общением, о котором мы уже говорили выше, то есть восполнением друг другом общающимися сторонами. При этом имеется в виду общение не только между людьми, но и людей с представителями царств минералов, растений, животных и вышестоящими над людьми иерархиями[19]. Человек является своеобразным мостом, связующим звеном между душами, находящимися в несамоосознающем состоянии, и представителями творящих иерархий.
В процессе общения отдающий с бескорыстными мотивами, безвозмездно, тем самым освобождает место в своём сознании для получения новых знаний и энергий, что, по сути, одно и то же: всё во Вселенной[20] – живое и несёт энергоинформацию; любая информация обладает энергией, любая энергия несёт информацию, знания определённого качества и производится каким-либо живым существом – как теми, кто обладают физическими телами, так и теми, кто живут в более тонких телах. Сознание, отдающее свои энергии нижестоящим в иерархической лестнице душам, освобождается для получения от вышестоящего иерарха чего-то нового, качественно более высокого, необходимого для дальнейшего его духовного роста.
Таким образом, всё в Космосе связано в одно целое и существует благодаря взаимопомощи сознаний разного уровня, образуя огромный космический ряд – Иерархию, цепь сознаний, берущую своё начало от Верховного Творца – Господа Бога. Любое сознание является каким-либо звеном единой цепи жизни, неразрывно связанной со всем целым, его составной частью.
По большому счёту жизнь – это бесконечное развитие (эволюция) как каждого звена космической цепи, так и всей цепи в целом или, другими словами, беспрерывная инициация всех уровней жизни. При этом на каждом новом уровне сознание постепенно[21] достигает совершенства (вершины), после чего прекращает своё развитие на данном уровне, как бы умирает для данного уровня и рождается (передвигается) на новом.
В духовной практике инициацией называют обряд прохождения человеком «смерти» и его «рождения» на новом психическом уровне, сопровождаемый расширением сознания инициируемого, сменой одной формы сознания другой, более совершенной. В Египте, например, человек перед инициацией проходил особую подготовку тела и психики в специальных помещениях при специфических условиях тонкого плана. На определённом этапе инициации неофит переживал примерно то же, что переживает человек во время физической смерти [18].
Приобретаемый подобным образом мистический опыт позволял избавиться от страха физической смерти – страха, который у обычных людей берёт на себя огромное количество психической энергии, а также сильно сжимает душу. Благодаря освободившейся энергии сознание значительно быстрее начинает восходить на более высокие уровни посвящения. Различного рода инициации были и у других племён и народов, подготавливая человека к самостоятельной жизни, превращая его из отрока[22] в полноправного и в то же время полностью отвечающего за свои действия члена данного племени.
В латинском языке лексема initium, от которой берёт начало термин «инициация», имела значения «начало; основные начала, первоначальные основания знания; стихии, элементы». Стихии в древнегреческой философии – это каждое из четырёх (на Востоке – пяти) начал природы[23]: «земля» – наиболее низкочастотное, твёрдое состояние материи (стихиали – гномы, тролли и т.д.); «вода» – жидкое состояние (стихиали – ундины, наяды, водяные, русалки и т. д.); «воздух» – газообразное состояние (стихиали – сильфы, эльфы); «огонь» – плазменное состояние (стихиали – саламандры).
Эти 4 начала-стихиали лежат в основе всех материальных форм существования. Одно из значений греч. stichоs– «ряд». Стихиали – это упорядоченные по вибрациям, частотам первоначала физического мира, в западноевропейских языках обозначаемые словом «элемент»: нем. Element, франц. element, ит. elementi, англ. element, исп. elemento.
С лат. initium связаны слова «инициалы» (лат. initialis– «начальный») и «инициатива» (франц. initiative– «почин»), а также лат. initus («совокупление, случка»). Последнее по смыслу можно связать с русской лексемой «зачатие» означающей положительный результат сведения мужской и женской особи, начало новой жизни.
Слову «зачатие» сокоренны укр. «почати» («начать»), укр. «чатувати» («подстерегать»), «начало», «начальник». Они являются производными от праслав. корня *ken-, который выступает звуковой разновидностью корня *kon- > ст.сл. «конъ» («предел; начало, конец; ряд, порядок») > «конец», «закон»[24]. По сути, лексемы «начало» и «конец» в широком смысле являются одним словом с двумя полюсами, а закон – это то, что действует в пределах этих двух полюсов.
Примером такой биполярности может быть и трансформа семантики слова «начальник» из значения «тот, кто даёт начало чему-то новому, позитивному» в тип большинства современных наших начальников, которых было бы точнее назвать словом «конечник» – «тот, кто не развивает то, во главе чего он поставлен, а наоборот, его ухудшает, подводит к концу, полной деградации». Лао-Цзы говорит, что «лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует» [10,с. 119, §17], то есть он так ведёт дела, что каждый занимается своим делом, которое, говоря языком украинского философа Григория Сковороды, «сродное натуре» этого человека, подходит ему и его душе больше всего.
Древнекитайский мудрец учит: «Когда [совершенномудрый] желает возвыситься над народом, он должен ставить себя ниже других. Когда он желает быть впереди людей, он должен ставить себя позади других. Поэтому хотя он и стоит над народом, но народу он не в тягость» [10,с. 134, §66]. И «кто не презирает [народа], тот не будет презрен [народом]» [10,с. 136, §72].
Слову «конец» (укр. «кінець») родственное др.инд. kaninas («молодой») и греч. kainos («новый»). Того же корня слова «конечно», «искони», «исконно», «испокон» («с самого начала»), «прикончить», «доконать» (от ст.сл. «конати» – «кончить»), «доскональный», «скончаться».
Родственны им также укр. «доконаний» («совершенный» (вид в грамматике)»), укр. «переконання» («убеждения»), укр. «досконалий» («совершенный»[25]) и укр. «сконати» («умереть»[26]). Того же этимологического гнезда и лексемы «наконечник», «конус», укр. «виконати» («исполнить»[27]), «кон» в выражении «поставить на кон» – внести начальную сумму в игре на деньги.
Вспомним два выражения Иисуса Христа, тесно связанных по своей семантике: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» [Откр. 21:6] и «Я есмь путь и истина и жизнь» [Иоан. 14:6]. В жизни всё взаимосвязано и конец какого-то периода одновременно является началом следующего[28], похожего на предыдущий, но и отличающийся чем-то новым. Каждый период имеет свой алгоритм, последовательность составляющих его действий, событий[29]. В тоже время, периоды составляют последовательность более сложного порядка в значительно большем отрезке времени и т. д. Всё это можно назвать рядами разного масштаба иерархически упорядоченных между собой.
Рядом воплощений характеризуется цепь перевоплощений (реинкарнаций) большинства человеческих душ. Ряд присутствует и в другом глобальном космическом законе, характерном для миров, где наличествуют Тёмные силы – законе кармы, законе ответственности.
По Даниилу Андрееву, сферу деятельности кармы, которую он ещё называет законом возмездия, железным законом нравственных причин и следствий, можно представить в виде линии-равнодействующей двух противоположных воль – Сил Света и Сил Тьмы. Провиденциальные Силы хотят сдвинуть эту линию в сторону максимального смягчения, просветления, облегчения причинно-следственных законов, доведя их до тех, которые были раньше, до вторжения Сил Тьмы в структуру слоёв планеты Земля и действие законов эволюции, когда «совершённые ошибки исправлялись с помощью высших сил», а не «отрабатывались» через цепь страданий. Силы Тьмы, наоборот, стремятся законы кармы ещё больше утяжелить, доведя их до абсолютной тирании Гагтунгра, Верховного демона нашей планетной системы, полного лишения всех подпавших под эти законы свободной воли, в том числе и демонических существ [1,с. 87-89].
Любое событие является последствием какого-то предыдущего поступка и, в свою очередь, служит основой для дальнейших событий, «следствий, которые могут проявляться и в текущей жизни, но во всей полноте проявляются в посмертии и даже в следующих воплощениях» [1,с. 89].
В начале каждого периода в нём заложен алгоритм, программа дальнейшего развития, подобно тому, как в семени заложено выходящее из него, произрастающее растение, которое в своё время даст семена для новых растений. Начало последовательно переливается в конец, который, является началом следующего периода, но уже на новом уровне. Возможно, не случайно, что даже алфавиты некоторых славянских языков (ряд букв) делают своеобразный, круг и возвращаются к своему началу, но уже на новом уровне: «а, б, в, ... э, ю, я (йа)», а греческие буквы «альфа» и «омега»[30] при их наложении друг на друга дают горизонтально расположенную восьмёрку – знак бесконечности.
Начало, соединённое с концом,в индийской мифологии символизируется Змеем, кусающим себя за хвост. Он является символом Абсолюта, а также обозначает: Вселенную; Бесконечность и Вечность, движущееся по собственному импульсу; круг, вместивший всё в себя, то есть математический ноль. Как отмечает Эдуард Шюре, «В трансцендентной математике доказывается алгебраически, что нуль, помноженный на бесконечное, равняется Единице. В порядке абсолютных идей нуль обозначает бесконечное Бытие. Вечный, на языке храмов, обозначался кругом или змеёй, кусающей свой хвост […] Но с того момента, когда Бесконечное определяет Себя, Оно производит все числа, которые и заключает в Своё великое единство и управляет ими в совершенной гармонии» [18,с. 255].
Другими словами, космическая пустота, которую математически можно выразить числом ноль, порождает, даёт начало всем числам (= вещам и существам) и состоит из –∞ (ряда отрицательных чисел) и +∞ (ряда положительных чисел). «Таков трансцендентный смысл первой проблемы пифагорейской теогонии, причина, почему великая Монада заключает в себе все малые и почему все числа исходят из великого единства, приведённого в движение» [18,с. 255].
По всей видимости, с нулём можно соотнести букву «о», которая в качестве префикса обозначает либо охватывание (как бы взятие внутрь круга) предмета, тела, души в пространстве[31], либо охватывание процесса во времени, его законченность[32].
Возможно, от этих процессов не далёк по своей семантике и звук «о», который в качестве междометия выражает удивление – начало познания, – то есть человек как бы переступает за черту непознанного, выходит за пределы освоенного, становится на новый путь.
С понятием «начало-конец» связан и ряд лексических единиц, идущих от слова «чин»: «начинать»; «почин»; «причина»; ст.сл. «чинъ» («порядок; пора, время»); ст.сл. «восчинати» («пересматривать решение, передумать иначе, перерешать»[33]); «чинить» (первоначально «следить за порядком», далее – «делать что-либо > исправлять»); «начинка»; «подчинять»; укр. «вчинок» («поступок»); «чин» («звание, ранг, сан, должность»[34]); «бесчинство» («беспорядок, беспредел»[35]). В украинском языке есть словосочетание «таким чином», переводящееся на рус. «таким образом» и уходящее корнями в ст.сл. «чинъ», связанным в свою очередь с понятиями «порядок» и «ряд».
Лексема «ряд» является основой для целой группы слов военной тематики[36]: «рядовой» («стоящий в ряду, строю»[37]); «снаряжение»; «снаряд»; «наряд»; «распорядок»; «разряд»; «заряд» – от «зарядить» (т.е. «заправить, приладить ружьё или пушку»).
С ними родственны также лексемы, так или иначе связанные с устройством и управлением человеческими отношениями: «обряды»[38] и «ритуалы»[39], призванные гармонизировать отношения между людьми; др.рус. «рядить» («править, пригонять, приводить в порядок»); «упорядоченный» («уложенный или выстроенный в ряд»); «вырядить»[40]; укр. «уряд» («правительство»)[41]; «неурядица» – от «урядица» («порядок, устройство»); укр. «підпорядкований» («подчинённый»); др.рус. «рядъ» («уговор, условие; завещание»).
Приведённый ряд слов, родственных лексеме «ряд», можно дополнить следующими словами: «неряха» < «ряха» < «рядиться»; «опрятный» – от «опрять» («порядок»); «рядом» (укр. «поряд»); «орудие» < «орядъ» или «оряда» («работа») > «орудовать» и укр. «орудний» (відмінок)(«творительный» (падеж)); «рядно»; «изрядный».
Взаимосвязь ряда и процесса творения, строительства, созидания говорит о том, что ряд является своеобразным посредником между сознанием и его детищем-творением. Подобную роль играет и слово в его эзотерическом (сокровенном, оккультном) значении. Видимо, на это указывают слова, одновременно связанные с понятиями ряда и слова: ст.сл. «восчинати» («пересматривать решение»[42]); др.рус. «рядъ» («уговор, условие; завещание»[43]). Лат. лексема оr («рот» – орган, производящий слова) может быть приближена по форме и семантике к лат. ordo(«ряд; порядок»)[44] и лат. origo («начало; происхождение»: рот является источником слов).
При помощи своей речи человек может упорядочить мысли и затем перевести их с ментального (мыслительного) плана на план физический, материальный, (точнее, материи грубой формы). Как утверждает теософ Нина Павловна Рудникова, «Человек забыл, что мир сотворён словом, и что все части его –это воплощения отдельных слов... Человеческое сознание забыло, что слова, составляющие его языки –это формулы, духовное произнесение которых вызывает к действию психическую энергию, помогающую воплощению её в факты» [13,с. 193-194].
Интересно семантика слова «подрядиться» – подчинить себя определённым условиям, согласовать себя с другими душами, войти в определённые соотношения, порядок, уладить с ними свои действия. Вероятно, со словом «ряд» связана украинская лексема «порятунок» («спасение»): спасти душу или ситуацию – это выставить в определённый ряд-порядок составные, сгармонизировать их между собой.
Слово «уладить» берёт начало от лексемы «лад», дающей корень целому гнезду слов: «сладить», «наладить», «приладить», укр. «прилад» («прибор, устройство, приспособление»), укр. «приладдя» («принадлежность»); «заладить» («повторять (говорить) одно и то же»); укр. «ладнати» («готовить, устраивать, располагать»).
В одном из распространённых жанров детского фольклора – потешках, – широко известные песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками, называются «Ладушки». Варианты их текстов достаточно сильно отличаются друг от друга, но начало, как правило, остаётся традиционным: «Лади-лади, ладуси» [2,с. 15]. В древних образцах фольклора сохранились до наших времён, упоминание о языческом боге Ладе, к которому славяне обращались с просьбами о сохранении семейного очага и уюта, поддержании душевного равновесия и микроклимата – того, что является началом для всего остального в жизни человека. В украинском фольклоре в виде рефрена (припева) выражение «Ой, дід Ладо...» сохранилось и в других жанрах фольклора.
Лад и Ладо – супружеская пара славянских языческих богов, олицетворяющая гармонию между мужским и женским началами. Можно провести параллель между этой парой и понятиями «чёт-нечёт», тоже имеющих отношение к ряду и символизирующих «нечёт» –мужское и «чёт» –женское начало соответственно. Пожалуй, будет уместно отметить, что Божественная Троица спроецировалась на человеке, «созданном по образу и подобию Божьему» таким образом, что на физическом плане одна ипостась поместилась в мужчине, а две – в женщине (она даёт начало новой жизни – вынашивает и рожает), а в духовном плане – наоборот: женщина осеменяет мужчину (который имеет женский ум[45]) идеей, а он вынашивает и воплощает эту идею в жизнь.
От«чёт» пошли такие понятия: «чета» (пара), «чёткий», «чётки», «учёт», «зачёт», «расчёт», «вычитать», «сочетать», «считать», «честь-почитать», «число», «читать»[46]... Эта группа слов ещё раз иллюстрирует взаимосвязь ряда и слова, а также мышления, проявлением которого является слово.
В греческом языке понятие «ряд» обозначается лексемой stichos. От него происходит слово «стихотворение» (по сути, создание ряда). Стихотворение – это целая страна, построенная по определённым законам: стиль, тема, размер, рифма плюс законы, вообще присущие языку. Другими словами, стих – это строй, колонна слов, каждое из которых является отображением определённых понятий и стоящих за ними существ.
В латинском языке понятие «ряд» обозначается лексемой оrdо. От неё образуется целая группа слов, многие из которых заимствованы в другие языки. В русском языке – этотакие лексемы, как «орден», «ордер», «ординарец», «ординаторская», «ординарный» (= «заурядный»).
Во французском языке есть такие производные: ordalie («божий суд»[47]); ordinaire («обыкновенный, обычный; рядовой, заурядный, посредственный»); оrdinand(«рукоположенный»); ordinateur(«вычислительная машина»); ordonnance(«распорядок; инструкция; рецепт»); ordonnateur(«распорядитель»); ordonné(«упорядоченный, стройный»); ordonnée(«ордината»)и coordonnées(«координаты»); coordination(«координация, согласование; сочинение»); ordre(«порядок; дисциплина; распорядок; приказ; ордер; разряд, категория, класс, ряд, ранг; организация; степень, порядок (мат.) и др.»).
В немецком языке с лат. ordo связаны: ordentlich («аккуратный; порядочный, честный; приличный, солидный; штатный»); Ordination («посвящение в сан; назначение; приёмные часы»); Ordonnanz («приказ, инструкция; донесение»); Оrdnung («порядок систематизации, строй; устав; правила; порядок (мат.), степень и др.»).
Присутствуют слова от основы ordo и в других языках. Можно предположить, что ordo связано с лат. origo («начало; происхождение; род, семья»).
«Оr-» может быть общей основой для других лексем: лат. оr («рот» (источник речи)); лат. orient («восток»); франц. orientation («ориентирование, ориентировка; перен. ориентация, направление, установка»)[48].
«Оr-» также может быть основой для нем. Organ («орган; голос; орган печати»); нем. Organization(«организация; организаторская деятельность; структура»); нем. Organismus(«организм»)[49]; нем. Orbis («мир, свет, земля»); нем. Orakel («оракул»); нем. Оratоrium («молельня, часовня; муз. оратория»); нем. Orbita («глазница, орбита»); нем. Ornament(«орнамент, украшение», т.е. периодически повторяющиеся рисунки (узоры), которые условно можно принять за ряд); франц. orifice («отверстие, жерло, устье, зев»); франц. original(«оригинальный, подлинный; своеобразный, странный»).
При переходе лексем с основой на «or-» в славянские языки и при развитии полногласия появились такие слова, как «ряд», «рад»[50], «род»[51], «рот», «рок – ректи («говорить») – речь».
Язык, речь – одна из ступенек в эволюционной лестнице, призванная помочь сознанию постичь себя и окружающий его Абсолют, в состав которого оно входит. Слово – это матрица для построения мыслеформ, лежащих в основе творения, логос духовного мира, дающий возможность падшему человечеству вернуться к первоисточнику, в свой родной Дом. Не случайно в Библии, сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [Иоан. 1:1]. Каждое слово – это целый мир, космос[52], ряд, входящий; в огромную Иерархию других рядов, образующих в своей совокупности Мироздание.
Украина, г. Бердянск, 09.02.1998, пн.
Литература:
1. АндреевД.Л. Роза Мира / Сост. и подгот. текста А.А. Андреевой. – М.: Иной Мир, 1992. – 576 с.
2. Аникин В.П., Агеносов В.В., Ганкина Э.З. и др. Детская литература. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
3. Библия.
4. Ганич Д.И., Олейник И.С. Русско-украинский и украинско-русский словарь. – К.: Феникс, 1995. – 560 с.
5. Ганшина К.А. Французско-русский словарь. – М.: Русский язык, 1982. – 912 с.
6. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – М.: Рус. яз.-Медиа, 2003. – 846 с.
7. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. – К.: Синто, 1993. – 127 с.
8. Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. – СПб., 1995. – 464 с.
9. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. – 526 с.
10. Лао-Цзы. Дао дэ цзин / Древнекитайская философия. В 2 Т. – Т.1. – М.: Изд-во «Мысль», 1972. – с. 114-138.
11. Лепинг Е.И., Страхова Н.Л., Филичева Н.И., Цвиллинг М.Я., Черфас Р.А. Большой немецко-русский словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1969. – Т. 1. – 760 с.; Т. 2 – 680 с.
12. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 672 с.
13. Рудникова Н.П. Солнечный путь. Арканы Таро. – М.: Беловодье, 1995. – 400с.
14. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. – М.: Правда, 1990. –839с.
15. Хейч Э. Посвящение. – М.: Сфера, 1997. – 271 с.
16. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. – М.: Русский язык, 1994. – Т. 1 – 622 с.; Т. 2 – 560 с.
17. Шанский Н.М., Иванов Валерий Васильевич, Шанская Тамара Васильевна. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1975. – 542 с.
18. Шюре Э. Великие посвящённые. Очерк эзотеризма религий. Репринтное воспроизведение издания 1914 г. – Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1914. – 419 с.
[1] След < шаг; шаги = путь = ряд.
[2] Например, то же куриное яйцо – одна большая клетка.
[3] Или уровень организации жизни.
[4] А не тогда, когда делается лишь его видимость.
[5] Заполнили её объём.
[6] Разделённых до этого, разграниченных.
[7] При его организованности, гармоническом единстве общающихся.
[8]13-й знак – Змееносец – знак синтеза качеств 12-ти остальных знаков.
[9] Условно говоря, пройдя все его 12 унций-этапов.
[10] Ср. «недуг» – «болезнь», т.е. «бессилие».
[11] В названиях дней недели до сих пор во многих языках сохраняются наименования 7 планет.
[12] Минералы, растения, животные, человек-животное, гений, пророк, богочеловек.
[13] Физическое, астральное, ментальное, будхическое и другие тела.
[14] Например, физическое тело подразделяется на твёрдое, жидкое, газообразное состояния и 4 вида плазмы.
[15] Но с увеличением количества повторов наступает момент, когда реклама, наоборот, уже начинает отторгаться, происходит обратная реакция в восприятии той же информации: возможно, это наступает уже после 12-го раза.
[16] Лексема «система» берёт начало от греч. systema– буквально «целое, составленное из частей».
[17] Грех – это ошибка, погрешность, неправильное в духовном плане действие, идущее против законов Космоса.
[18] Можно сказать, что радуга – это «то, что несёт весёлость, радость, счастье» (состояние соединения в одно целое частей).
[19] Ангелами, архангелами, престолами, властями, началами и т. д.
[20] Вселенная = вселённая, т.е. заселённая живыми существами.
[21] Шаг за шагом, степень-ступень за степенью: англ. step–«шаг».
[22] Не имеющего права голоса-рока при решении судьбоносных для жизни племени решений.
[23] Согласно Даниилу Андрееву стихиями руководят «стихиали»– духи стихий.
[24] Лексема «закон» первоначально означала «то, что находится за пределами, что было изначально».
[25] То есть достигший вершины, конца, предела, за которым начинается новое (ср. греч. kauinos–«новый») качество.
[26] То есть перейти за линию, которая в языке обозначается словами «рождение» – переход из тонкого, потустороннего мира в наш, – и «смерть» – обратный путь.
[27] «Исполнить» – это, по сути,«заполнить какой-то объём работы до конца, до предела, завершить работу».
[28] Как бы идущего по следам.
[29] Событий – проявлений жизни-бытия.
[30] Первая и последняя буквы греческого алфавита.
[31] Например, охватить, одержание, омывать, обида < обвить.
[32] Например, оживание, одухотворение, описание и т. д.
[33] То есть возвратиться в начало и пойти другим, иным путём.
[34] То есть места в определённом иерархическом ряду.
[35] Вспомним одно из значений старославянской лексемы «конъ» – «предел; начало, конец; ряд, порядок».
[36] Ряд как ничто близок по смыслу с дисциплиной – необходимейшим атрибутом военного дела.
[37] Вкакой-то мере строй –это не только шеренга, но и ряд в более широком понимании.
[38] «Обряд» < «рядити» («устраивать»).
[39] Лексема, возможно, связана с греч. «ритмос» – «размеренность; соразмерность; такт; ритм».
[40] Как бы вывести, отправить за пределы ряда – того, что связано с обычной жизни внутри какого-либо социального образования.
[41] Ср.: «заурядный» –от устаревшего «зауряд» («заместитель, исправляющий должность») < «уряд» («управление»: ср. урядник) < «урядить» («учредить, устроить (создать определённый порядок)»).
[42] Лексему «решение» многие филологи, связывают с «ректи» –«говорить» [17].
[43] Ср. «завещание» и «вещать» < лат. vox–«голос; голосом выраженное слово, речь...» [16].
[44] Слова при их произнесении и написании выстраиваются в ряд: они не могут произноситься сразу по несколько.
[45] Ср. «жена» – «рождающая» и «гений», «инженер» – «порождающий новое».
[46] Вспомним, что в нумерологии каждая буква имеет числовое соответствие, а числа во многих языках долгое время обозначались буквами.
[47] То есть процесс, призванный поставить всё на свои, места, привести в надлежащий, порядок.
[48] В давние времена для ориентирования служил восток, а точнее, солнце, идущее от восхода до заката, с востока на запад: восход –начало пути; восток – начало «течения».
[49] Как и любое другое построение в Космосе, организм можно принять за ряд – упорядочивание составляющих-органов. Органы – организмы – организация – это пример построения иерархического ряда соподчинённых составляющих. Этот ряд можно продолжать как в сторону уменьшения, так и увеличения масштабов составляющих.
[50] Лексема «рад» связана с понятиями радость, радуга, радий и т. д.
[51] Ряд поколений; понятие связано с образованием нового.
[52] Греч. «космос» – «порядок; устройство; мироустройство, мироздание; надлежащая мера...»
- 3077 просмотров