Обзор публикаций научно-популярных журналов
Предлагаем Вашему вниманию первый выпуск ежеквартального библиографического обзора публикаций в научно-популярных журналах, которые получает сектор периодики. Будем рады, если, благодаря этому краткому экскурсу, кто-то из Вас узнает для себя что-то новое, прочтет о том, что его давно интересовало, откроет путь в мир научно-популярных журналов.
- Шарапов А. Библиотека в большом городе // Вокруг света. - 2011. - №2. - С.110-117.
В статье идет речь о Нью-Йоркской публичной библиотеке, в которой хранится одна из лучших коллекций книг в мире. Уникальное собрание этой библиотеки доступно и ученым, и обывателям. Существует учреждение во многом благодаря благотворителям. Главная приманка этой библиотеки - возможность напрямую спросить библиотекаря о чем угодно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, из любой точки мира, зная только английский или испанский.
2. Квурт К. 2011-й - рік української першокниги // Науковий світ. - 2011. - №1. - С.17.
Згідно Постанови Верховної Ради України, 2011-й рік оголошено роком української першокниги. Головні його урочистості - відзначення на державному рівні 450-ліття Пересопницького Євангелія - заплановане на серпень. Пересопницьке Євангеліє - визначна рукописна пам’ятка староукраїнської мови й мистецтва ХVІ ст. Це унікальний матеріал для вивчення української мови на всіх її рівнях та взаємодії народно-розмовних і книжних елементів в українській літературно-писемній мові ХVІ ст. Саме про цей першодрук Ви маєте змогу дізнатися з пропонованої статті.
3. Панченко А. Птенцы гнезда Де Голля // Вокруг света. - 2011. - №3. - С.87-96.
В статье идет речь о Французской Национальной школе управления (ENA - Ecole Nationale d’Administration). Любой француз знает: тому, кто закончил национальную школу управления, блестящая карьера на государственной службе практически обеспечена. Требования к желающим в нее поступить драконовские, но игра стоит свеч.
За годы существования школы ее диплом получили 6500 высокопоставленных чиновников. В масштабах Франции, где госслужащие составляют примерно 20% занятого населения, то есть около 5 миллионов, - это капля в море. Школа существует уже 65 лет, эти и другие интересные факты о Национальной школе управления, ее создании и истории рассматривает автор в этой статье.
4. Валенсия Д., Сасселов Д. Планеты, на которых возможна жизнь // В мире науки. - 2010. - №10. - С.20-29.
На ночном небе множество далеких планет, но каковы они на самом деле? Теоретические модели предсказывают, что многие из этих «экзопланет» могут быть похожими на Землю и пригодными для жизни.
Мечта обнаружить планеты, способные быть прибежищами жизни,стала основой в карьере авторов статьи.
5. Первушин А. Задачу выполнил Гагарин // Наука ижизнь. - 2011. - №3. - С.2-15.
В статье, как видно из названия, речь идет о первом советском космонавте Юрии Гагарине.
Без малого пятьдесят лет назад, 12 апреля 1961 года, человечество в лице Юрия Алексеевича Гагарина обрело возможность оторваться от земли.
Когда событие входит в историю? На следующий день? Через год? Через двадцать лет? То, что полет Гагарина стал точкой отсчета во взаимоотношениях Человека с Космосом, стало ясно сразу.
Мы пока не знаем, куда приведет землян эта незримая дорога в небе. Но одно можно сказать наверняка: космос будет нашим! И Ю. Гагарин первым доказал, что самые фантастические мечты могут когда-нибудь стать реальностью. Более подробно читайте статью в журнале.
6. Езерова Г. Штрихи к портрету М. В. Келдыша // Наука и жизнь. - 2011. - №2. - С.16-23.
Труды и дела ученого известны. Но каким был этот человек, чье столетие отмечает ныне Россия?
Его имя много лет олицетворяло Академию наук, аего значение выходило далеко за пределы Академии.
С самого начала космической эры Келдыш принимал самое непосредственное участие в решении многочисленных научных и организационных проблем. При этом его дружба с С.П. Королевым оказалась исключительно плодотворной для практического продвижения всей массы проблем не только в технике, но и в высших политических сферах - это было необходимо по тем временам... Автор статьи рассказывает о многих интересных фактах из личной и научной жизни М. В. Келдыша.
7. Левин Б. Цунами и землетрясения будут всегда // Наука и жизнь. - 2011. - №1. - С. 20-25.
В свете последних событий в Японии статья очень актуальна.
Природные катаклизмы, на фоне которых развивается наша цивилизация, неизбежны. Весьма популярный сегодня термин «природные катастрофы» отражает наше недостаточное понимание того, как возникают высокоэнергетические природные процессы. Когда мы научимся понимать их физику,прогнозировать их приближение, они перестанут считаться катастрофическими явлениями.
Помешать развитию подобных процессов человечество пока явно неспособно...
8. Устинов А. История: преодоление неизвестности // В мире науки. - 2010. - №11-12. - С.116-123.
История - словно вечно живой организм и порой она может меняться. Однако, в то же самое время, она остается всегда неизменной. Кто знает об истории абсолютно все? Возможно ли узнать о прошлом что-то новое? Если да, то, что и как именно?
Современная наука достигла той ступени развития, о которой еще полвека назад мы не могли и мечтать. Но чемдальше мы продвигаемся в постижении мира, тем больше возникает вопросов. Многие из них связаны с историей.
9. Чипурин И. Загадочные сюрпризы космоса // Чудеса и приключения. - 2011. - №3. - С.18-20.
Минуло уже полвека, с того момента, когдаземляне начали осваивать космос. Однако он по-прежнемуостается Великим Непознанным. Это лишний раз доказывают загадочные сюрпризы на его бескрайних просторах, свидетельства о которых не фигурируют в открытых источниках.
Космос доказал нам, что он, безусловно, разумен и куда сложнее наших представлений о нем. И еще то, что наши знания не позволяют сегодня понять сути большинства процессов, происходящих во Вселенной.
В своей статье автор приводит и рассматривает множество интересных фактов.
10. Гопник Э. Как думают дети? // В мире науки. - 2010. - №10. - С.54-61.
Даже самые маленькие дети знают гораздо больше, исследуют мир гораздо глубже и обучаются гораздо полнее, чем представляют себе психологи. Более того, они исследуют мир так же, как ученые - ставят над ним опыты, анализируют статистические данные и формируют интуитивные теории относительно физических, биологических и психологических закономерностей. Об этих и других интересных особенностях детского мышления читайте подробнее в статье.
11. Джалагония В. Тропою волка // Эхо планеты. - 2011. - № 10-11. - С. 38-41.
Девиз, которому следовал всю жизнь американский писатель Д.Лондон звучит так: «Я предпочитаю быть пеплом, а не пылью. Лучше сгореть дотла ярким метеором, чем вечно тлеть сонной планетой. Истинный удел человека - жить, а не существовать. Я не хочу тратить свои дни в попытке продлить их. Я хочу использовать отпущенное мне время до конца». Сбылось. Он прожил жизнь короткую, но яркую, как метеор, сгоревший в полете дотла.
Образ волка - один из ключевых в творчестве Д. Лондона. Сильные, неутомимые и умные хищники, которых он называл «сухопутными акулами», были ему не менее интересны, чем люди. Под своими письмами он нередко ставил свою подпись «Волк» - так называли аборигены Аляски белокожих завоевателей. А когда на вершине успеха Джек решил построить у себя на ранчо в Глен-Эллене замок, то имя родилось само - «Дом волка».
Добавить комментарий